Эксперты "Открытие Авто" (блок автобизнеса банка "Открытие", входит в группу ВТБ) и агентства "АВТОСТАТ" провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом по итогам февраля 2024 года. Согласно результатам исследования, в последний месяц зимы жители РФ потратили на покупку подержанных машин 454,3 млрд рублей. Это на 22% больше, чем в январе (371,9 млрд рублей), и на 19% превышает результат годичной давности (в феврале 2023 года – 382,3 млрд рублей).
Доля "молодых" автомобилей в структуре затрат резко снизилась. Россияне стали тратить меньше денег на автомобили в возрасте до 5 лет. Так, в конце зимы на них ушло 116,6 млрд рублей, что составляет 25,7% от общей суммы. При этом в феврале 2023 года их доля в финансовой емкости была равна 32,6%. Иными словами, за год она сократилась с одной трети до четверти.
В то же время заметно выросла доля трат на "старые" машины (от 10 лет и старше) – с 35,2% (в феврале 2023 года) до 41,2% (в феврале 2024). В настоящее время на них было потрачено 187 млрд рублей. Оставшиеся 150,7 млрд рублей ушли на автомобили в возрасте от 5 до 9 лет включительно. За год их доля немного увеличилась – с 32,2% до 33,2%. Затраты на покупку китайских автомобилей растут сильнее других. "Китайцы" снова показали самый лучший рост в разрезе финансовой емкости рынка. В последний месяц зимы нынешнего года жители РФ купили 11,2 тыс. б/у китайских автомобилей на сумму 15,3 млрд рублей. При этом в деньгах "китайцы" в 2,5 раза к февралю 2023 года. Впрочем, их доля в структуре затрат на "вторичке" пока остается наименьшей – 3,4%. Но это уже вдвое больше, чем год назад (1,6% в феврале 2023 года). Лидерство по затратам сохраняют подержанные машины европейских и японских брендов. В феврале на покупку "европейцев" было потрачено 163,6 млрд рублей, а на "японцев" – 143,2 млрд рублей. Как итог, суммарно это составило порядка 70% от всей суммы денег. Покупка автомобилей с пробегом корейских марок обошлась в 65,4 млрд рублей, российских – в 40,6 млрд рублей, американских – в 25,7 млрд рублей. По объемам рынка лидируют б/у машины отечественных марок. В конце зимы они были куплены в количестве 112,2 тыс. единиц. На втором месте – подержанные автомобили японских брендов (105,8 тыс. шт.), которым уступают европейские марки (87,9 тыс. шт.). За ними следуют "корейцы" и "американцы" (50,5 тыс. и 29,8 тыс. шт. соответственно). Замыкают рейтинг "китайцы" (11,2 тыс. шт.). На кроссоверы и внедорожники с пробегом тратится втрое больше, чем на машины В-класса. Сегмент SUV остается крупнейшим по затратам на вторичном рынке. На подержанные машины В-класса россияне потратили в феврале 73,3 млрд рублей, а на SUV – 221,9 млрд рублей, т.е. в 3 раза больше. Таким образом, на долю б/у кроссоверов и внедорожников пришлось около половины (48,8%) всей финансовой емкости вторичного рынка. При этом автомобили В-класса с пробегом лидируют в абсолютном выражении: в феврале россияне приобрели их в количестве 146,2 тыс. единиц. А объем покупок подержанных SUV составил 102,4 тыс. штук. Среди других сегментов следует обратить внимание на б/у автомобили С- и D-класса (49 млрд и 42,5 млрд рублей соответственно), доля каждого из которых превысила 5%. У остальных она находится ниже этой отметки, а в денежном выражении составляет менее 25 млрд рублей. |