Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Финансы Ставрополя :: Статьи

+ Добавить фирму
  • Банки
  • Инвестиции
  • Страхование
  • Курсы валют
  • Все статьи по теме ''Банки''

    Столичный лизинг вынужден идти в регионы

    Столичный лизинг вынужден идти в регионыЛизинг остается привлекательным механизмом финансирования для многих предприятий. И несмотря на некоторое снижение маржи лизинговых компаний, конкуренция в этой сфере только усиливается. Ужесточению конкуренции способствует выход на российский рынок западных финансовых институтов.

    По итогам прошлого года, объем лизинговых операций в России превысил 8,5 млрд долларов, а объем сделок за первое полугодие 2006 года составил порядка 5 млрд долларов. Именно такой объем финансирования рынок уже \"переварил\" в текущем году.

    Этот рост сохранится, утверждают эксперты, хотя он и не будет таким бурным, как два года назад, когда темпы развития достигали 80%. По мнению генерального директора \"Лизинговой компании Уралсиб\" Дмитрия Шицле, темпы роста в 2006 году будут колебаться между 30 и 40%. Однако не менее чем количественные важны показатели качественных изменений на рынке. В текущем году российский рынок лизинга достиг определенной зрелости, приближаясь по своей структуре к рынкам развитых стран.

    Банки и лизинг
    Сейчас рынок лизинга находится в стадии роста, который обусловлен активностью не только лизинговых компаний, но и банков. Сергей Могильницкий, начальник управления по работе с предприятиями нефтегазовой отрасли Промсвязьбанка, считает, что финансирование лизинговых компаний становится для банков типовой операцией: \"Банки охотнее финансируют лизинговые компании, используя их в качестве дополнительного инструмента размещения с пониженным риском, поскольку право собственности на финансируемое имущество принадлежит лизинговой компании, а не заемщику, как при банковском кредите. Разницу между ценой реализации (в случае изъятия имущества) и средствами на ее приобретение можно всегда отрегулировать суммой участия лизингополучателя в лизинговой сделке собственными средствами (аванс)\".

    Желая еще более ужесточить контроль за финансовыми потоками, многие банки более активно используют практику учреждения собственных лизинговых компаний. На рынке их уже немало: \"Альфа-Лизинг\", \"Авангард-Лизинг\", \"Внешлизинг\", \"Номос-Лизинг\", \"ММБ-Лизинг\", \"Лизинг-СДМ\" и др. Банки сами поставляют клиентов для таких компаний и стремятся к тому, чтобы портфель заказов и качество услуг постоянно повышались.

    Кроме того, на рынке появились новые игроки, за которыми стоят западные банки. Международные финансовые институты поняли, что рынок лизинга в России имеет привлекательную рентабельность и приемлемый кредитный риск. \"Привлекательность нашего рынка оказалась такой, что не оставила равнодушными иностранцев. В результате мы получили усиление конкуренции по всем ведущим направлениям рынка, прежде всего автомобильного и железнодорожного транспорта\", — отмечает главный руководитель проекта управления лизинговых операций Альфа-Банка Юрий Бурлаков.

    Маржа снижается
    Активная деятельность кредитных организаций в сфере лизинга привела к росту конкуренции на этом рынке и снижению стоимости услуг. Как следствие снизилась маржа лизинговых компаний по сравнению с ситуацией, которая была на рынке два-три года назад. Если в 2001–2002 годах маржа лизинговой компании могла доходить до 6–7% годовых, то сейчас нередки случаи, когда ставки устанавливаются на уровне 2,5–3% годовых в зависимости от суммы сделки, ее продолжительности и степени риска. Кроме того, \"сейчас понижается стоимость лизинга в целом, — говорит Александр Кожевников, генеральный директор ОАО \"Авангард-Лизинг\", — поскольку на российском рынке существенно понижается стоимость денег, а эта составляющая влияет на цену в большей мере. Добавлю, что раньше лизинг считался высокодоходным бизнесом, а сейчас уже сложно говорить об этом. Основное преимущество лизинга для банка — высокая надежность лизинговых операций\".

    Константин Рыбкин, начальник управления лизинговых проектов Бинбанка, подчеркивает, что о марже лизинговых компаний говорить сложно, поскольку она \"прячется\" в графике лизинговых платежей: \"В целом же такая тенденция присутствует, так как она связана с общей тенденцией снижения процентной ставки по банковским кредитам\".

    Конкуренция на пользу клиентам
    В условиях обостряющейся конкуренции за лизингополучателя на рынке наблюдается снижение ставок, уменьшение авансового платежа, увеличение сроков договоров, дополнение лизинга различными услугами. При этом наиболее значительные изменения произошли в условиях предоставления и географии присутствия автолизинга, рассказывает Дмитрий Шицле (\"Лизинговая компания Уралсиб\"): \"Условия действующих программ по автокредитованию, предлагаемые коммерческими банками, поставили перед лизинговыми компаниями задачу внедрения альтернативных экспресс-программ с возможностью принятия решения по сделке в минимальные сроки. Лизинговые компании ограничиваются проверкой деловой репутации клиента и не вдаются в подробности его финансового состояния. Сегодня скоринг — это необходимость, а не временное маркетинговое решение\".

    Некоторые лизинговые структуры предлагают клиентам \"револьверный\" лизинг, то есть лизинг машин и оборудования с длинными сроками амортизации (недвижимость, вагоны и т. д.) на условиях продления договора лизинга после завершения предыдущего с остаточной стоимостью. При этом у клиента есть выбор: либо выкупить имущество по остаточной стоимости в конце срока лизинга, либо продлить лизинг на новый срок.

    Перечисленные выше тенденции, по мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), особенно заметны в области лизинга железнодорожного транспорта. Аванс по договору лизинга снизился за последний год-полтора с 20–30% до 0–10%, а максимальный срок лизинга увеличился с 5 до 7 лет, а в некоторых случаях даже до 10 лет. При этом в большинстве случаев лизинговые компании не требуют дополнительного обеспечения, принимая дополнительный риск на финансовое состояние лизингополучателя. В связи с этим участники рынка предлагают новые программы.

    По мнению Антона Купринова, генерального директора \"ММБ-Лизинг\", снижается не столько стоимость услуг, сколько стоимость затрат на обслуживание кредитных ресурсов, что переносится на лизингополучателей. \"Упрощаются процедуры по стандартным сделкам с высоколиквидным имуществом, таким как лизинг автотранспорта, где риски, связанные с \"поверхностным\" анализом финансового состояния лизингополучателей, минимизируются большей маржой, большим количеством клиентов и относительно небольшой суммой сделки, обеспеченной высоколиквидным залогом. В отношении более сложного и менее ликвидного оборудования наоборот, лизинговые компании стали более тщательно относиться к рассмотрению проектов, основываясь на прежнем \"горьком опыте\". Для небольших клиентов, в особенности региональных, сотрудничество с крупной лизинговой компанией кроме всего прочего дает преимущества при работе с поставщиками оборудования, так как опыт специалистов лизинговой компании позволяет лизингополучателям избежать проблем, связанных с непоставкой оборудования продавцом или неисполнением продавцом условий контракта\", — говорит эксперт.

    Из Москвы в регионы
    Еще совсем недавно рынок лизинговых услуг был сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время вследствие усилившейся конкуренции лизинговые компании двинулись в регионы. По некоторым оценкам, московские и питерские компании более половины сделок заключают в регионах.

    Именно за счет регионов, подчеркивает Сергей Могильницкий (Промсвязьбанк), лизинговые компании имеют возможность существенно увеличить объемы операций. При этом успешная работа в регионах зависит от наличия там отделений лизинговой компании или грамотных уполномоченных представителей в филиалах банков, где существуют отлаженные технологии взаимоотношений с головным офисом при проработке и реализации лизинговых сделок.

    Юрий Бурлаков (Альфа-Банк) отмечает, что традиционно наибольшее внимание уделяется Уралу, Сибири и Поволжью. \"К сотрудничеству в регионах активно привлекаются средние и малые предприятия. В перспективе мы ожидаем заметного расширения географии операций лизинговых компаний за счет открытия своих представительств, филиалов, а также поглощений региональных операторов, обладающих определенным \"клиентским багажом\", — говорит специалист.

    Лидеры роста
    Самым активным потребителем лизинговых услуг на российском рынке остается транспортный сектор: железнодорожный, автомобильный, воздушный. На него выпадает почти 50% всех сделок. Это неудивительно, поскольку финансовая аренда средств транспорта во всем мире считается наименее рискованным финансовым инструментом.

    Лидером роста является железнодорожный транспорт. Спрос на подвижной состав превзошел прогнозы специалистов. В 2003 году удельный вес этого сектора составил 9,5%, в 2004 году — около 23%, а в 2005 году объем сделок вырос, по данным агентства \"Эксперт РА\", в пять раз и достиг 1,9 млрд долларов. Основным двигателем лизинга стала инвестпрограмма ОАО \"РЖД\", стартовавшая в 2003 году с конкурсов по получению вагонов. В 2006 году государственная монополия увеличила свою инвестпрограмму до 25 млрд рублей. Кроме того, увеличению объемов рынка способствовал ряд факторов, включая изменения в законодательстве, возможность использовать более \"длинные\" деньги при финансировании сделок, высокий уровень ликвидности передаваемого в лизинг ж.-д. транспорта.


    Все статьи